вторник, 14 сентября 2010 г.

Четвертый темперамент – восприимчивый

Мы уже познакомились с тремя типами детского темперамента – сенситивный, активный и реактивный.

Сегодня рассмотрим четвертый и последний тип – восприимчивый.

  • Восприимчивые дети больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, что произойдет в следующий момент и чего ожидать от будущего.

Новые ситуации, когда эти дети не знают, что произойдет дальше, вызывают у них сопротивление. Они познают себя по собственным ожиданиям. Если такой ребенок ожидает от окружающих любви, он чувствует себя любимым.

  • Ему нужен режим, повторяемость (ритуал) и ритм.

Прием пищи, сон, игра, общение с мамой и папой, выбор одежды для завтрашнего дня – все должно проходить по расписанию. Побудить к действию их легче всего замечаниями типа: «А сейчас пришло время сделать то-то…» или «А теперь мы собираемся заняться…»

  • Дети с восприимчивым темпераментом – самые добродушные и вдумчивые.

На любую деятельность им требуется больше времени, но они непременно выполняют ее как следует и больше других детей противятся любым переменам. Эти дети принимают решения медленно, и не следует спрашивать их, о чем они думают, что чувствуют и чего хотят. Вместо этого им нужно говорить, что делать.

Хотя эти дети любят, когда им говорят, что нужно делать, они сопротивляются, если их пытаются вовлечь в новую деятельность или торопят. Как и сенситивным детям, им необходимо больше времени, чтобы что-то сделать или что-то изменить. И вновь и вновь заверять, что все продумано и идет по плану. Они так привыкли. Такой ребенок менее подвижен, чем другие дети, он нередко может застыть в неподвижности и просто наслаждаться этим – отдыхать, есть, смотреть, слушать, дремать…

Дети с восприимчивым темпераментом просто наслаждаются течением времени. Им не свойственна целеустремленность, а также творческие и новаторские порывы. Такому ребенку нужно то и дело говорить: «А теперь пора делать то-то…» – иначе он будет просто сидеть и грезить наяву. Восприимчивым детям нравится физический комфорт, они предпочитают созерцание действию – лишь бы не рисковать удобством.

  • Восприимчивые дети участвуют в деятельности посредством наблюдения.

В отличие от активных детей, они не испытывают потребности лидировать и даже просто участвовать. В раннем детстве они нередко наблюдают за играми других детей со стороны, не пытаясь принять участия. Такой ребенок может пятьдесят раз наблюдать за игрой сверстников, а на пятьдесят первый внезапно включиться в нее. В общем, чтобы пробудить в себе интерес к тому или иному делу, ему достаточно понаблюдать за ним.

Четырехлетний малыш, который пристально следит за игрой сверстников, не чувствует себя в стороне. Он вполне доволен ролью наблюдателя. Он будто бы участвует в деятельности посредством других детей. Это не проблема. В конце концов он тоже примет участие в игре. Начиная с семилетнего возраста такого ребенка следует поощрять к активному участию, но, если он сопротивляется, оставьте его в покое.

Чтобы поощрить ребенка к участию в деятельности, не следует говорить «Не хочешь ли присоединиться?» – но «Теперь тебе пора присоединиться». Если ребенок отказывается, просто скажите: «Ладно, я вижу, что тебе больше нравится наблюдать. Когда захочешь присоединиться, скажешь».

Часто взрослые уделяют восприимчивым детям слишком мало внимания, поскольку те очень спокойны, покладисты и нетребовательны. Однако им тоже иногда нужно бороться и сопротивляться. Их необходимо мягко поощрять к деятельности и преодолению препятствий, хотя они предпочли бы просто спать или тихонечко сидеть дома.

  • Перед таким ребенком необходимо ставить задачи. Без должной поддержки он может вообще не приобрести никаких интересов. Режим, ритуал и ритм создают для него необходимую основу, чтобы идти на риск и предпринимать что-то новое.
  • Как правило, эти дети не хотят перемен.

Нежелание воспринимающего ребенка что-то делать – недостаточная причина совсем отказываться от деятельности. У него самого никогда не возникнет желания заняться чем-то новым. Если он сопротивляется новой деятельности, действуйте мягко и никогда не принуждайте его силой. Помните, что, просто наблюдая за деятельностью, он уже участвует в ней так, как ему удобно. Неустанно предоставляйте этим детям возможность расширить интересы, но никогда не втягивайте их в активное участие. Если такой ребенок наблюдает – это уже хорошо.

  • Дети с восприимчивым темпераментом не любят, когда их прерывают. Они любят доводить дело до конца.

Повторение дает им чувство безопасности. Они склонны сопротивляться, если кто-то отрывает их от дела, но сопротивляются чаще всего молча. Они не склонны скандалить, поскольку стараются избегать проблем и неудобств. Они очень боятся разочаровать родителей или вызвать их неодобрение.

Ритм и ритуал нужен всем детям, но восприимчивым – в особенности; этот кокон жизненно необходим им для того, чтобы в свое время выбраться из него и проявить свои внутренние дарования и таланты.

Похожие статьи:

Комментариев нет: